Владимиру Путину предстоит бороться за пост президента в 2012 году в ситуации
падающей поддержки со стороны населения и с наименьшим уровнем одобрения по
сравнению с временами первого и второго президентских сроков. Об этом говорится
в исследовании, проведенном кафедрой социологии и психологии политики факультета
политологии МГУ под руководством завкафедрой Елены Шестопал. Данное исследование
проводится кафедрой уже около 10 лет и ставит своей целью исследование
электоральных настроений и предпочтений населения, сказала «Газете.Ru» кандидат
политических наук, один из организаторов исследования Светлана Нестерова.
Исследование представляет собой качественный анализ 200 глубинных интервью,
проводившихся по определенной социо-демографической выборке: 50% мужчин, 50%
женщин, не более 25% с высшим образованием, по трети представлены все возрастные
группы: молодежь (18–30), средний возраст (30–50), пожилые люди (50+).
Согласно данным этого исследования, лишь 44,5 процента населения одобряют
политические взгляды Путина на старте кампании, по сравнению с 70% поддержкой,
которую высказывали респонденты перед кампанией 2004 года и 47% перед кампанией
2000 года. Уровень неодобрения вырос до 30%, по сравнению с неодобрением 24%
перед первым президентским сроком и 20% перед вторым.
Далее респондентам предлагали дать оценку различным качествам Путина от
физической привлекательности до деловых характеристик. По сравнению с 2000 годом
уже ко второму сроку восхищение избирателей внешностью Путина упало практически
вдвое: на старте кампании второго срока и перед стартом нынешней кампании
фактического третьего срока лишь 14% респондентов отметили, что им нравятся
внешние данные Путина по сравнению с 28% в марте 2000 года.
Привлекательность психологических качеств Путина пострадала еще сильнее: если
в 2000 году 71% говорил о привлекательности Путина, как личности, а перед мартом
2004 года таких было 70%, то сейчас психологические качества Путина нравятся
лишь 25,4% респондентов.
Оценка морально-нравственных характеристик Путина, судя по результатам
исследования, никогда не была очень высокой, поэтому упала несильно. Если в
марте 2000 года нравственные качества Путина вызывали положительное отношение
24% респондентов, то перед стартом кампании по второму сроку 17%, то сейчас
положительно моральные качества возможного будущего президента оценивает 10,4%
респондентов.
Более всего в глазах избирателей, согласно результатам исследования,
пострадали за годы пребывания у власти профессионально-деловые качества Путина:
в марте 2000 года их положительно оценивали 69% респондентов, перед мартом 2004
года 64%, а перед началом нынешней избирательной кампании лишь 17,1%
интервьюируемых.
На вопрос о том, зачем Путину нужна власть в стране, перед началом осенней
избирательной кампании 33,3% опрошенных ответили, что она нужна ему для дела.
При этом 26% считают, что власть Путину нужна ради удовлетворения собственных
амбиций, 16,9% — ради денег, 17,5% — «власть ради власти», и лишь 1,7%
интервьюируемых ответили, что власть Путину не нужна вовсе.
Наконец, опрашиваемым предложили назвать какие-то определенные характеристики
Путина, как положительные, так и отрицательные.
Среди положительных качеств возможного будущего президента интервьюируемые
назвали «образ настоящего мужчины» (надежность, харизматичность, воля,
уверенность в себе, решительность, твердость, смелость, упорство, напористость,
твердость, хладнокровие), «бесконечное обаяние», «ораторское искусство», «юмор»,
«простота, непринужденность, откровенность», «ум», «желание общаться с народом»,
«компетентность, опыт, грамотность».
Отрицательными характеристиками Путина респонденты исследования назвали
«невыполнение обещаний», «отсутствие контроля за подчиненными», «нерешение
проблемы коррупции», «ухудшение уровня жизни», «излишний популизм», «излишнюю
авторитарность» и «использование просторечной лексики».
Крупные социологические службы дают схожие рейтинги одобрения деятельности
Путина населением с приведенными в исследовании.
По опросу «Левада-центра», в конце лета 2011 года о своем одобрении
деятельности Путина заявляли 35% респондентов. Более свежие данные есть у ВЦИОМ:
согласно результатам исследований этого центра, в середине октября Путин может
рассчитывать на поддержку 43% избирателей.
Светлана Нестерова говорит, что падение своего доверия по отношению к Путину
опрошенные объясняют тем, что с одной стороны, жизнь с 90-х в стране улучшилась,
однако есть целый ряд проблем, которые Путин решить обещал, но не решил, и люди
чувствуют себя разочарованными. Среди проблем, за решение которых Путин публично
брался, и, по мнению избирателей, не решил, хотя мог бы коррупция, проблемы ЖКХ,
уровень пенсий и зарплат бюджетников, проблемы жилья.
Путин остается в глазах избирателей сильным и влиятельным политиком, отмечает
Нестерова, однако в настоящий период одной сильной личности людям уже
недостаточно, и только персональных качеств для удержания симпатий избирателей
мало, им важен результат работы политика, а не только его харизма и
обещания.
Скорее всего, рейтинг продолжит падать, если власть резко не изменит курс и
содержание программных обещаний, которые дает постоянно, и выполнения которых
люди не чувствуют, поясняет политолог.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко
отмечает, что простота образа премьера воспринимается избирателями скорее
положительно, и Путин в нем смотрится воплне органично. Важно, что негативные
оценки образа Путина связаны даже не с его имиджем, а с тем, что люди видят
вокруг в реальной жизни, говорит политолог. Образ Путина приходит в конфликт с
результатами его политики, при этом претензии, которые предъявляют Путину его
политические оппоненты, например, тему «друзей во власти», избирателя
практически не трогают. В любом случае, уровень недовольства Путиным далек от
критического, хотя уже не может оставаться незамеченным, добавляет Минченко.
http://news.rambler.ru/11590778/
Комментариев нет:
Отправить комментарий