Меньше чем через месяц, после инаугурации Владимира Путина, совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека ждет серьезное обновление. Как рассказали РБК daily его нынешние члены, не все захотят работать с новым президентом.
Совет существует с 2004 года, и, особенно в последнее время, он выполнял роль своеобразного парламентера между властями и гражданскими инициативами. Несколько раз он подвергался серьезным нападкам: в 2009 году — за поддержку публициста Александра Подрабинека, в 2012-м — за поддержку бывшего руководства ЮКОСа.
В нынешний состав совета входят руководители ведущих правозащитных и гражданских объединений страны. В беседе с РБК daily почти все они отметили низкую эффективность деятельности совета, при этом подчеркнув: хорошо, что в президентство Дмитрия Медведева он работал хотя бы так.
Светлана Ганнушкина, председатель организации помощи беженцам «Гражданское содействие», рассказывает, что на первой встрече с Дмитрием Медведевым «вырвала себе полторы минуты выступления, и за эти полторы минуты смогла убедить Дмитрия Анатольевича восстановить правительственную комиссию по миграционной политике».
Правда, ей так и не удалось добиться, чтобы инвалидам Великой Отечественной войны, проживающим в Латвии, Россия платила пенсию — Латвия им не платит. Президент дважды прямо на письмах г-жи Ганнушкиной писал, чтобы проблему решили. «Так работает у нас Минздравсоцразвития, — констатирует председатель «Гражданского содействия». — Причем речь идет о полутора тысячах людей: за это время половина их уже вымерла».
Г-жа Ганнушкина отмечает, что подобное происходило и с рядом других инициатив совета и его членов: «Реакция президента была здоровой, но, как оказалось, власть у нас в стране не сильная, а слабая». Правозащитница говорит, что с мая в совете участвовать не будет. «Я не бандерлог», — заявила она.
«Члены совета готовят иногда очень большие, подробные доклады, аналитические записки, предложения, экспертные материалы, направляют их президенту и другим органам власти, но иногда или не получают вообще никакого ответа, или отписки», — говорит координатор движения «Гражданин и армия» Сергей Кривенко.
При этом, по словам г-на Кривенко, по его специализации удалось добиться, чтобы аспирантов не забирали в армию, также была принята отсрочка для школьников, заблокировано увеличение призывного возраста. Администрация президента дала жесткое поручение МВД, чтобы полиция не использовалась для доставки призывников в военкоматы. А вот программа увековечивания памяти жертв политических репрессий пока простаивает.
«Как будет функционировать совет — совершенно непонятно. 7 мая совет приостанавливает свою работу. Если новый президент посчитает необходимым вновь назначить Федотова (глава совета по правам человека Михаил Федотов. — РБК daily), тогда он будет собирать тех, кто согласится работать в новых условиях. Если назначат кого-то другого, это будет совсем другая история», — заявил РБК daily Сергей Кривенко.
Борис Кравченко, лидер Конфедерации труда России (крупнейшее профобъединение, альтернативное официозному ФНПР), отметил РБК daily, что удалось организовать важную встречу Дмитрия Медведева с профсоюзами, независимыми от работодателей, где они смогли донести свое видение трудовых проблем до главы государства. «Мне кажется, любой президент, и Путин тоже, заинтересован в том, чтобы орган, в который входят уважаемые экологи, чистые правозащитники, защитники социальных прав, существовал», — считает г-н Кравченко.
Исполнительный директор «Гринпис» в России Сергей Цыпленков говорит, что невысокая эффективность совместной работы становилась даже темой встреч участников совета с президентом. Он отмечает, что экологам удалось добиться восстановления лесной охраны, но на практике это произошло только номинально: людей в ней толком нет, нет нормального финансирования. Совету удавалось помогать экоактивистам, на которых давили правоохранители. Экологам удалось добиться восстановления экологической экспертизы при строительстве только на особо охраняемых природных территориях, а не в целом.
Г-н Цыпленков считает, что в принципе не продуман механизм реализации поручений, принимаемых по инициативе совета. Эколог говорит, что в администрации президента зачастую не стремятся разбираться в какой-либо проблеме, а становятся на сторону профильного ведомства. Г-н Цыпленков пока не комментирует, захочет ли он снова участвовать в работе совета, отмечая важность того, чтобы в новом совете его члены, как раньше, могли без какой-либо цензуры поднимать все интересующие их вопросы.
Георгий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, отмечает, что в нулевых Владимир Путин сначала выслушивал предложения совета, «но чем дальше, тем хуже: он все реже встречался, все с большим раздражением воспринимал критику, и к концу его второго срока совет уже ничего не мог сделать». Скорее всего многие нынешние члены совета вряд ли будут приятны Владимиру Путину, рассказал РБК daily Георгий Джибладзе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий