Зачем нужен Наставник

Цель любого человека - стать могущественным. Сильным вы становитесь, если управляете другими людьми. А могущественным - если можете управлять собой. Достигнуть могущества можно только с помощью наставника". Все остальные пути ведут к невежеству, т.к. если у человека нет духовного учителя, у того учитель - дьявол.

суббота, 24 марта 2012 г.

Бизнес в России: развитие или угасание?


В последние несколько лет в российских вузах огромную популярность приобрели факультеты госуправления: за право учиться на этих специальностях иногда соперничает до 30 человек на место. Молодые люди стремятся в чиновники, рассчитывая таким образом обрести в будущем высокий и спокойный заработок без особых трудозатрат. Меж тем, стране не хватает совершенно других людей – готовых к труду и действию по собственной инициативе, то есть предпринимателей. Почему молодые не идут в бизнес, и чем это может обернуться для страны?
Давно доказано, что основой благосостояния государства сегодня является средний класс. В развитых странах он составляет подавляющее большинство, и везде, где он сегодня наличествует, его формируют участники малого и среднего бизнеса. Не чиновники и работники госкорпораций, которые в силу обстоятельств зарабатывают сегодня столько (особенно в России), что уже не вписываются в средний формат, а именно люди, имеющие собственное дело и отвечающие за него своим имуществом.
Есть ли в России средний класс, если судить с этой точки зрения? Да, он есть, но его существование полно парадоксов и даже загадок. В нашей стране он живет и развивается не «благодаря», а «вопреки». Почему и как это происходит?
Начать следует с того, что как институт российский бизнес очень молод – ему всего лишь два десятка лет. Советская власть на долгие годы прервала работу частного сектора экономики, набравшего такие неплохие темпы развития к началу прошлого века, и буквально физически уничтожила людей, которые являлись носителями предпринимательских знаний и ценностей. Потери оказались огромны: за время коммунистического правления были безвозвратно утрачены не только необходимые навыки, но и такая важная вещь, как культура ведения бизнеса. Сегодня без нее даже самому динамичному начинанию очень трудно перерасти в стабильный и эффективный социальный институт.
В 90-е годы страна ощутила это особенно остро. Бизнесмены, начавшие свою деятельность в то время, могут многое теперь рассказать о трудностях, через которые пришлось пройти: притеснения со стороны криминалитета, отсутствие четких рыночных механизмов и т.д., и все же за 10 лет работы в таких условиях они сумели и выжить, и сформировать новую культуру предпринимательства. Они совершили подвиг, сделав бизнес делом не только возможным, но и благородным, однако то, что они получили взамен, с трудом поддается описанию: сверхвысокие налоги и огромное количество административных барьеров.
О том, что власть должна пойти навстречу нашему бизнесу, говорилось уже не однажды, в том числе и с высоких трибун. Каждый год правительство обещает сжалиться над своей «опорой», но вместо этого почему-то только ужесточает правила игры: то увеличивает список уголовно наказуемых экономических правонарушений, то поднимает ставки по налогам. А ведь давно уже пора заметить, что платить сегодня налоги в полном объеме большинство предпринимателей не то, что не хочет, а просто физически не может. Для основной массы малых и средних предприятий заплатить все налоги обозначает вплотную подойти к процедуре банкротства, поэтому они, оставленные один на один с ситуацией, вынуждены защищаться и изобретать схемы ухода от налогов. Так рождается вторая проблема бизнеса: стремление предпринимателей выжить и сохранить хоть какую-то доходность делает их потенциальными фигурантами уголовных дел по экономическим преступлениям.
Какой человек в трезвом уме и твердой памяти согласится сегодня на такую авантюру – начинать свой бизнес в России? Пожалуй, из 100 человек на это решится только 10, а успеха смогут добиться и вовсе единицы. Это очень хорошо иллюстрирует темпы развития среднего класса в России – сверхнизкие и нестабильные.
А меж тем, малый и средний бизнес имеет для страны стратегическую важность. Особая ценность малого и среднего бизнеса заключается в том, что его работа не связана с использованием природных ресурсов. Малые и средние предприятия не опустошают недра страны, напротив, они налаживают в стране внутренние торговые потоки, развивают производство товаров повседневного спроса и используют интеллектуальные наработки. Этот бизнес хорош тем, что он не зависит от цен на нефть и газ, поэтому является гораздо более надежной опорой страны, чем все крупные корпорации вместе взятые. Он – это все, что останется у России, если завтра резко упадут цены на нефть. Продолжать «доить» малый и средний бизнес в виду таких перспектив равноценно самоубийству, поэтому сегодня перед государством встает ряд задач. Первая из них – срочная ревизия отношений с бизнесом: пересмотр налоговой сферы и уничтожение административных барьеров. Если налоги будут разумны – предприниматель начнет платить их честно, а какова будет эта величина, власти и бизнесу нужно решать совместно, с преимуществом мнения предпринимателей.
Во-вторых, государству следует продолжить начатую, но недостаточно активную инициативу по созданию бизнес-инкубаторов, благодаря которым начинающие предприниматели могут получить и льготы, и специализированную (бухгалтерскую, юридическую) помощь на первых порах.
И, наконец, в-третьих, нельзя упускать из виду тот факт, что для гармоничного развития среднего класса в России должна вестись работа и над формированием нового общественного отношения к предпринимательству. Сегодня за бизнесменами все еще тянется весь тот шлейф негатива, накопленного в 90-е; нередко можно встретить мнение, особенно распространенное среди старшего поколения, что бизнес до сих пор является полукриминальным занятием. Чтобы искоренить это представление о профессии предпринимателя и привлечь к ней молодежь, государству следует осуществить целый комплекс просветительских мер, начиная от введения в школах занятий по основам предпринимательства, заканчивая социальной рекламой. Результатом такого внимания к бизнесу станет увеличение числа бизнесменов и рост той самой сферы, которая не привязана к нефтяной трубе, а потому так перспективна.
Конечно, двадцать лет – слишком маленький срок, чтобы такое сложное и дорогостоящее дело как бизнес могло войти в нужное русло в рамках целой страны. Но это уже данность, изменить которую мы не в силах, поэтому все свое внимание нам следует сосредоточить на будущем. Да, в капиталистических странах культура ведения бизнеса насчитывает несколько веков, там существуют целые бизнес-династии, в которых вместе с капиталом и другими активами по наследству передается сам дух успешного предпринимательства. В нашей стране ничего подобного нет, наш бизнес – практически сирота, выбившаяся в люди только благодаря собственным усилиям. Подвиг предпринимателей, переживших 90-е, это, несомненно, прекрасно, но в сегодняшних реалиях такая модель развития бизнеса уже не сработает. Нам нужны новые механизмы взаимодействия между бизнесом и государством, новые модели налогообложения. Какие именно и как этого добиться – давайте обсудим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий