Зачем нужен Наставник

Цель любого человека - стать могущественным. Сильным вы становитесь, если управляете другими людьми. А могущественным - если можете управлять собой. Достигнуть могущества можно только с помощью наставника". Все остальные пути ведут к невежеству, т.к. если у человека нет духовного учителя, у того учитель - дьявол.

среда, 28 марта 2012 г.

Модернизация без культуры - деньги на ветер


Можно предположить, что добрая половина читателей, увидев в заголовке статьи слово «культура», сразу скажет: ради всего святого, не начинайте эту тему заново. Какое отношение культура имеет к экономическому и политическому положению в стране? Когда в государственном бюджете дыра на дыре, чтение Толстого бессмысленно. Да, разумеется, сегодня уже бессмысленно – потому что читать Льва Николаевича надо было раньше. А если мы и дальше продолжим строить нашу жизнь на зыбучих песках идейного и культурного вакуума, нас ждет еще более «интересное» будущее. Какое именно – давайте обсудим.

Так сложилось исторически, что культурное развитие России всегда имело скачкообразный характер. В свое время татаро-монгольское иго остановило наше развитие на триста лет, определив нашу судьбу на тысячу лет вперед. Мы послужили своеобразным буфером между цивилизованной Европой и дикой степью, не жалуясь и не требуя сочувствия или каких-либо компенсаций, а потеряли мы очень многое. Все три сотни лет этой оккупации российский народ провел в беспрестанной работе по производству материальных благ, которые шли на дань кочевникам, на культурные свершения просто не было времени. Казалось бы, причем здесь все это? Как отсутствие культуры могло помешать развитию экономики? Прямой связи, разумеется, нет, но пример наших соседей по континенту хорошо доказывает, что экономический рост невозможен без идейного фундамента. Стоит только провести некоторые исторические аналогии и это станет очевидно.
В конце XV века, когда европейские государства, вдохновленные плодами Ренессанса, начали бурное экономическое развитие и экспансию земель по всему миру, в России едва-едва начинали осознавать собственную государственную идентичность. Когда Иван IV Грозный начал свои реформы по первоначальному объединению страны и укреплению рубежей, европейцы уже более 50 лет вывозили золото из Америки. А когда россияне переживали Смутное время, английская Ост-Индская компания уже безраздельно контролировала торговлю на полуострове Индостан, в Индокитае и Юго-восточной Азии.
С каждым годом отставание России от Европы становилось все масштабнее, поэтому первая же попытка преодолеть этот разрыв – петровские реформы – обернулась великой чередой трагедий. Бунтам, казням и преследованиям не было счета, кровь лилась рекой, но конечная цель была достигнута: российское государство чудом сумело нагнать упущенное и встало на путь сверхбыстрого интеллектуального развития. В России появилась поэзия, литература, театр, причем российские деятели довольно быстро ушли от копирования западных образцов и создали собственные уникальные культурные и научные приемы. Сформировался идеологический фундамент: оды российских поэтов так же крепко поддерживали государственность, как и штыки армий. Экономические и политические успехи не заставили себя ждать: если еще в начале 17-го века в Кремле резвились польские захватчики, то уже в последней трети 18-го столетия Екатерина II могла сказать: «Сегодня без нашего ведома в Европе не выстрелит ни одна пушка». С Россией начали считаться, и если раньше на картах мира, издаваемых в Европе, на месте России рисовали белое пятно, то теперь все знали, какая сила обитает на этом участке суши.
19-е столетие принесло нам еще более значительные успехи в мировой политике. Следует отметить, что именно в это время Россия вошла в плотный культурный трафик: было создано огромное литературное наследие, появились художественные и музыкальные шедевры, которые до сих пор считаются самыми выдающимися за всю историю человечества. Можно долго спорить, что было первично в этом развитии – экономика или духовность, но нельзя отрицать, что только их совокупность позволила России к началу 20-го века стать мировым лидером практически по всем показателям. Российский рубль был самой устойчивой и дорогой валютой, страна стала крупнейшим экспортером продовольствия и других ресурсов.
Эта стабильность была разрушена в 1917 году. Приход к власти большевиков можно оценивать по-разному, но истребление интеллигенции, которое началось в конце 20-х годов и длилось после этого еще полвека, трудно истолковать двояко. Эта мера жестоко аукнулась государству, и только создание новой культуры и идеологии помогло Советскому Союзу уйти от опасной грани. Советская политическая элита вовремя поняла: народ не будет жить и работать без идеалов, без песен и литературы, поэтому если одну культуру необходимо разрушить по причине ее неугодности – надо создать что-то взамен. Тогда это получилось.
Совершенно другая ситуация сложилась в 90-е годы. Культуру вновь разрушили, но в этот раз не стали создавать никакой другой взамен. На первый план вышли такие идеалы, как обогащение и потребление. Шла активная распродажа национального имущества, и о культуре забыли на целых десять лет. В 2000-е, когда неразбериха закончилась, многие внезапно осознали, сколько было потеряно за предыдущее десятилетие. Государство начало вкладывать в культуру деньги, но оказалось, что для того, чтобы восстановить заброшенную отрасль, обычных усилий недостаточно. Более того – народ настолько свыкся с культурным вакуумом, что является главным врагом собственного духовного развития. Так, на телевидении был создан отдельный канал «Культура», но его эффективности помешала косность аудитории – из-за мизерных рейтингов сегодня он находится в числе телевизионных аутсайдеров. И в том, что он неуспешен, виновато не государство, вложившее в него мало денег, а мы сами, потому что не смотрим.
В начале этой статьи наглядно доказывалось, насколько глубоко экономическое и политическое развитие государства зависит от культурных процессов. Каким может быть будущее нашей страны, если уже сегодня наши дети почти необратимо заражены потребительством?
Кто из нынешних школьников читал «Вишневый сад» и «Три сестры» Чехова? Кто читал «Братьев Карамазовых» Достоевского или хотя бы слышал об «Американской трагедии» Драйзера? А ведь это не просто занимательные истории, не чтиво для развлечения, а знаковые повествования о страшных последствиях, к которым ведет отказ от духовности в пользу материального обогащения.
Конечно, каждому поколению всегда кажется, что их дети – хуже, бездуховнее, циничнее и т.д, и т.п. Но сегодня наше положение выглядит особенно серьезным. Наши дети научились нажимать кнопки на гаджетах, но научатся ли они что-то производить? И какое нас ждет будущее, если не научатся? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий